Сплав по Большой Имандре на байдарке от Куны до Гольцовки — титаник на Куне — изумрудные воды Гольцовки

Рассказ о большом и интересном этапе похода по Имандре на надувной байдарке от устья реки Куна до устья изумрудной речки Гольцовки с двумя ночёвками на галечной отмели.
Начало походного дня
15 июля — разгар северного лета. Первое по-настоящему солнечное утро после череды холодных дождей. Над гладью Имандры стелется лёгкий туман, медленно растворяясь в прогреваемом воздухе. Озеро по-прежнему хранит ледяное дыхание глубин, но сегодня даже оно выглядит приветливее.
Я остановился на высоком берегу Куны, в том месте, где река, сбежав по камням, вливается в суровые воды Имандры. В этот тихий час природа словно замерла: только редкие всплески воды да крики далёких чаек нарушают покой.
Сегодня четвёртый день похода, и счёт пока не в мою пользу — 4:0. Четыре потерянные блесны, ни одной поклёвки. Озеро кажется безжизненным: прозрачная вода скрывает дно, покрытое зелёной слизью, а рыбы — ни следа. Здесь она не покажется без уважительной причины.
Но я не спешу. День обещает быть спокойным, а пока сушусь, греюсь на солнце и заряжаю аккумуляторы.
Организация вещей в лодке
Пора загружать байдарку, заодно можно показать, что и где у меня расположено.
Вещи в лодке выполняют несколько функций.
Коврики заодно выполняют роль сидения. Один складываю в 6 раз и ложу на дно — это сидушка. Другой складывают в шесть раз и засовываю под шнур — это будет спинка. Так экономлю примерно килограмм — не нужно везти с собой отдельное сидение.
Транспортный мешок из-под Ватерфляя используется для продуктов, которые воды не боятся — они в своей герметичной упаковке — бутылках по 1,5 — 2 литра. Там же насос, ремнабор и прочее.
Продукты и снаряжение
Крупы — это основной продукт питания, поэтому они весят килограмм десять. Бутылки лежат на самом дне байдарки. Они тяжёлые, расположены низко — поэтому центр тяжести достаточно низкий.
В транспортнике из-под Варвара, эдаком мягком чемодане, лежат продукты, которые в ближайшее время не понадобятся — это такой продовольственный склад. Они разложены в пакеты, которые помещаются в большой пакет для мусора на 240 литров, вложенный в транспортник. Он защищает пакет от повреждений, а пакет защищает продукты от брызг и дождя.
Транспортник плоский и почти наполовину выступает над баллонами, так что сильно не парусит.
Ещё взял самодельный коврик — остатки утеплителя из вспененного полиэтилена. Как коврик он не ахти — мягкий и проминается. Зато очень лёгкий.
Его кладу на транспортник, сверху сложенную палатку и закрываю сложенным тентом. Привязываю всё шнуром к лееру.
Есть ещё сумка китайская, в которой вещи быстрой доступности. В неё кладу продукты на ближайший обед, все вскрытые упаковки и т.д. Она располагается за сидением, так что в любой момент достаточно повернуться и что-то взять.
Рюкзак на 120 литров помещается в рыбацкий мешок из ткани-серебрянки. В нём лежит вся одежда, кроссовки, фотокор. Он лежит на носу байдарки и защищает от брызг и дождя.
Проверка и отплытие
Перед тем, как отчалить, осматриваю всю стоянку на предмет забытых вещей и мусора. Я никогда не вешаю вещи на ветки, но всё равно осматриваю их — иногда попадаются забытые кем-то вещи.
Последним одеваю спас-жилет и беру спиннинг. Его закрепляю поверх тента, чтобы достать в любой момент.
Проверяю давление в баллонах. При ударе костяшками пальцев они должны немного проминаться и пружинить. Когда погода обещает быть жаркой — баллоны и дно нужно немного стравить.
Проверяю карманы и убеждаюсь, что нож и зажигалка на месте. Эти вещи должны быть всегда при мне как основа выживания. Нельзя забывать, что байдарки и всех вещей в ней можно легко лишиться — например, просто выпасть из неё. Тогда нож и зажигалка помогут элементарно сохранить жизнь.
На воде: путь по Имандре
Байдарка «Варвар» скользит по озеру, разрезая темную гладь. Встречный ветер около 3 м/с, но «Варвар» держит курс уверенно, волны перекатываются через нос, но самоотлив делает своё дело.
На противоположном берегу чернеет остов ржавого судна — местный «Титаник», давно и безнадёжно покинутый людьми. Приближаться к нему не рискну — железо, прожжённое коррозией, скрывает немало ловушек.
На берегу пылают сиреневым пламенем заросли иван-чая — верный признак того, что здесь когда-то жили люди. За годы после их ухода природа медленно, но верно забирает своё: сперва появляются берёзки, прячась под защитой цветущего ковра, а затем их затеняют сосны, которые в конце концов вытесняют хрупких соседок. Так по законам Севера зарождаются будущие боры.
На горизонте возвышаются Монче-тундры, а вдали, за зеркальной гладью Имандры, виднеются силуэты города Мончегорска. Но мне туда не нужно.
Кун-Наволок и поиски стоянки
Привлекло внимание явно искусственное сооружение на берегу, похожее на выезд для снегохода. И что-то вроде примитивной стоянки.
Деревянный стол и скамейки, на которых не сидели уже лет 50.
Остановился на островке для рыбалки, но безуспешно. Зато стал подниматься ветер. Чтобы не застрять на продуваемом островке до утра, спешу с него убраться. Погода портится, возможно дождик придёт.
Южнее Кун-Наволока берег становится неудобным: заболоченные участки чередуются с небольшими песчаными пляжами, но хорошего места для ночёвки нет. Остаётся грести дальше, к устью Гольцовки.
Погода начинает меняться. Ветер усиливается, низкие облака собираются над Хибинами. Останавливаюсь на обед. Грею воду, завариваю чай. Для супа харчо использую последние запасы сухих веток, выброшенных волной. Здесь дрова — роскошь, и я стараюсь расходовать их бережно.
Где-то вдалеке протяжно гудит стоящий на станции поезд. Эта ветка — единственная нить, связывающая эти места с остальным миром.
Станция Имандра
Станция находится примерно в середине Хибин. Получается, что я за два дня половину Хибин прошёл.
Станция Имандра — столица Хибин. Отсюда начинаются горные маршруты. Обычно туристы идут через хребет в долину, где находится спасательная станция. Оттуда идут либо вокруг Умбозера в Ловозёры, либо выходят в Кировск, оттуда уже выезжают в Апатиты.
Я хочу полуостров со станцией обогнуть и там километра через два должно быть устье Гольцовки. Там надеюсь найти место для стоянки и дрова. Может удастся половить тех самых гольцов.
С воды видны остатки причала и громкоговоритель на столбе. Прямо на берегу остатки сооружения. Место, где раньше был насос и труба.
А рядом насыпь, видимо, тут и был поворотный треугольник для разворота паровозов.
Дальше железная дорога проходит прямо по берегу озера. И вдоль неё лежат молодые деревца после чистки насыпи. Ну как не воспользоваться возможностью запастись дровами?
Увязав на корме вязанку хвороста, дальше иду не торопясь. Остаётся только найти удобное место.
Гольцовка — изумрудная река
Километра через два от станции Имандра открывается длинная галечная коса — место, созданное течением Гольцовки за тысячи лет. Здесь, на границе озера и реки, природа развернула свою картину во всей красе.
Длина косы — около полутора километров. В конце её, с внутренней стороны, обнаруживается оборудованная стоянка: массивный стол, брёвна вместо скамеек. Кто и как доставил сюда всё это? Вопрос остаётся без ответа.
И вот, наконец, сама Гольцовка. Удивительное зрелище: её воды — чистейшего изумрудного цвета. То ли песок на дне светится таким необычным оттенком, или же сама река, вобрав в себя что-то из глубин Хибин, расцвечивает воду драгоценными переливами?
В устье глубины не хватает, приходится идти пешком, ведя байдарку за собой. Дальше берег становится удобнее, и я нахожу место для стоянки в тени деревьев.
Попытки поймать рыбу на спиннинг не приносят результата, но сама Гольцовка стоит того, чтобы просто наблюдать за ней. В её струях играет солнце, превращая реку в живую ленту света.
Вечер на косе: подготовка к ночи
На закате Хибины окрашиваются в малиново-золотые оттенки. Ветер, гуляющий по озеру, приносит с собой знакомый гул далёкой грозы.
Я отправляюсь за дровами, переправившись через Гольцовку. На каменистом берегу нахожу выброшенные волной ветки, а чуть дальше — даже спиленные стволы деревьев. Теперь понятно, откуда на стоянке взялись брёвна.
Запасшись дровами, развожу костёр. Я сижу, слушаю дыхание ветра, смотрю, как над Хибинами плывут низкие облака.
Завтра — новый день, новые воды, новые горизонты. Но сейчас этот момент принадлежит только мне и суровому северу.
Уходить или остаться
На следующий день было солнечно, но тихо. С утра снял несколько видеороликов, потом со стороны Хибин полезла хмарь.
Оказалось, что в мой негермомешок попала вода и распечатки карт немного отсырели с краю. Пока нет ветра и дождя — спешу их подсушить. Пора готовится к возможному дождю и ветру.
Место хорошее, просторное и видовое — не хочется отсюда уходить. Поднялся ветер и где-то грохочет, но у меня запас дров есть — можно ночевать.