Сплав на надувной байдарке по озеру Имандра - 2016 - Отчёт

Одиночный сплав на надувной байдарке по озеру Имандра — 2016 — Отчёт

Одиночный сплав на надувной байдарке по озеру Имандра - 2016 - Отчёт

Отчёт о первом этапе большого одиночного кольско-карельского похода 2016 — сплаве на надувной байдарке по реке Куреньга и по озёрам Большая и Экостровская Имандра. В этом отчёте я рассказываю по памяти, где проходил маршрут байдарочного похода по Имандре, где были стоянки, где интересные места и события, какие были неприятности и вообще делюсь своим мнением о походе на байдарке по большому заполярному озеру.

Отчёт сделан по видео, которое находится внизу страницы.

Начало похода

Туристы старой школы часто ведут походные дневники, а затем публикуют отчёты на специальных сайтах. Такие отчёты обычно сухие: сколько километров прошли, какие пороги преодолели, где останавливались. Я решил поступить иначе и рассказать об этом походе устно, используя карту. Это будет живой рассказ по памяти, хотя некоторые моменты уже подзабылись.

Итак, я буду показывать маршрут на карте (в видео), чтобы вы могли лучше представить, где что происходило. Возможно, мой рассказ вдохновит вас повторить этот маршрут.

Маршрут похода 2016

Маршрут похода 2016

Протяжённость маршрута составила около 80 с небольшим километров, а сам поход занял 11 дней. Из них один день ушёл на выезд, ещё один — на отдых. То есть, по сути, девять дней были ходовыми. При желании этот маршрут можно пройти и быстрее — за 5-6 дней.

Поход начался в Лапландии, на станции Оленегорск, 12 июля в 9 утра. Под моросящим дождём я выгрузился на платформу. Со мной было пять единиц багажа:

  • рюкзак — 16 кг,
  • транспортный мешок с провизией — 21 кг,
  • транспортный мешок с байдаркой — 30 кг,
  • тележка — 4 кг.
  • Ну и я сам — 66,5 кг.

Всё это я заранее взвесил в Твери перед отъездом.

Из Оленегорска на юг ведёт хорошее шоссе с отличным асфальтом и небольшим уклоном. Примерно через полчаса неспешной ходьбы я вышел к берегу. Рядом с опорой линии электропередач я собрал лодку и направился к небольшому острову, рассчитывая позавтракать и переложить вещи.

Однако остров оказался неудобным: всё покрыто мокрым, кривым берёзняком. Я натянул тент от дождя, нашёл немного дров и устроил первое походное чаепитие. Вещи перекладывать не стал, просто укрыл их под тентом на случай дождя.

После этого отправился к губе, где находится исток реки Куреньга. В этом месте берега сужаются, появляются камни, а самые первые пороги начинаются чуть дальше, за автомобильным мостом. Один из них — длинный и интересный порог, сразу после моста.

Встреча на порогах Куреньги

У железнодорожного моста я нагнал катамаран с четырьмя участниками из разных городов: Таганрога, Харькова и Санкт-Петербурга. Мы немного поговорили, обсудили сложный для них порог. В дальнейшем между нами сложилось негласное соревнование: я иногда пропускал их вперёд, чтобы понаблюдать и снять, как они проходят препятствия, или сам шёл первым.

Изначально я планировал снимать своё прохождение порогов, но из-за не самой подходящей погоды и особенностей порогов решил сосредоточиться на съёмке их катамарана.

Порог на реке Куреньга

Порог на реке Куреньга

Дальше были пороги после озера Круглое, затем порог поменьше около железной дороги. Где-то в этом районе я немного отстал от катамарана, чтобы осмотреть Горелый Хутор.

После этого я вышел в губу Куреньга. Дул слабый ветер, и я неспешно двигался к острову Высокий, где планировал остановиться. Здесь я снова догнал катамаран и встретил одного из его участников, который как раз поймал щуку в протоке. После их ухода я тоже попробовал порыбачить, но безуспешно.

Южная часть острова Высокий действительно оправдывает своё название: берег высокий, растёт немного сосен, но забраться туда сложно. Я остановился неподалёку, на не самом удобном месте. Дров не было, все деревья молодые и зелёные, сухих веток не нашлось. Несмотря на это, я решил устроить стоянку именно там.

Живописная Печгуба

Утром я ещё раз взглянул на марсианские пейзажи с отвальными холмами. С берега Имандры они выглядят не так впечатляюще, как с речки Куринь. После этого я отправился на юг вдоль берега.

Берег здесь оказался довольно однообразным: низкий, каменистый, без удобных мест для высадки. Только после порога появились несколько мест с песчаными отмелями и пляжами. В одном из таких мест я остановился, но вскоре начался дождь.

Эти места требуют запаса дров, так как вокруг много болот, и за ними неудобно ходить. Хотя в закоулках иногда можно найти плавник, принесённый течением. Я обедал в одном таком месте, где как раз нашёл немного плавника.

Самые удобные места для стоянки оказались чуть дальше, на возвышенных берегах. Здесь много следов пребывания людей, скорее всего, рыбаков. После этого я отправился в сторону Печгубы, которая теперь превратилась в озеро. Это произошло из-за дамбы, перекрывшей течение, что превратило губу в отдельный водоём.

Печ-губа

Печ-губа

Я сделал привал на берегу и попытался порыбачить. Однако рыбалка оказалась неудачной: я потерял блесну, несколько раз пытался её достать, но безуспешно.

После этого я направился к самому нижнему порогу реки Печа. К этому моменту дождь усилился, и я понял, что пробраться с лодкой дальше становится бессмысленно. Камни были мокрыми и скользкими, осматривать пороги в таких условиях было опасно.

Решив отложить осмотр порогов на следующий день, я начал искать место для ночёвки. Вдоль берега есть стоянки, так как рядом проходит дорога, и сюда приезжают на квадроциклах. Однако большинство мест оказалось мокрыми, неудобными и без дров.

После нескольких попыток я вернулся к месту, где уже был ранее, и там заночевал. Так завершился мой второй день похода.

 

Могучие тёщины пороги

На следующий день, с самого утра, начался дождь, но я был готов продолжить маршрут.

Под тентом и с дровами, которые удалось найти, я без проблем позавтракал и даже успел снять небольшой ролик. К полудню, примерно к часу или двум, дождик прекратился, облака начали расходиться, и я двинулся дальше.

Само собой получилось, что я повернул в сторону реки Печи. Примерно за полчаса я дошёл до залива, оставил байдарку и пробрался через заболоченную местность. Затем по тропинке, которая становилась всё заметнее, направился вдоль реки.

На пути встретился подвесной мост, по которому, если не страшно, можно перебраться на другую сторону. Мост, правда, выглядит хлипким и полуразрушенным. Продолжая идти по тропинке, я добрался до места с более нормальным освещением.

Тёщины пороги на реке Печа

Тёщины пороги на реке Печа

Возле некоторых порогов здесь есть оборудованные стоянки. В одном из мест, у начала порогов, я заметил пластиковый каяк, привязанный у сосны, и палатку. К этому месту ведёт дорога, по которой, судя по всему, можно проехать на вездеходной технике.

С момента, как я вышел со стоянки и вернулся к своей байдарке, прошло всего два часа — довольно быстро получилось. Затем я продолжил путь через пролив и ненадолго остановился возле небольшой полянки с какими-то гаражами.

Рядом стоит несколько домов и трансформаторная подстанция. Это место не показалось мне особенно интересным. Дальше берег снова стал каменистым и неудобным для высадки. Камни хорошо видны на мелководье — серые полосы тянутся вдоль берега.

Без особых приключений я дошёл до реки Куна. На остров не заходил, так как он выглядел таким же неудобным, как и ближайший берег. В итоге я остановился на берегу реки Куна, где растёт сосновый лесок и есть подходящее место для стоянки.

Дальше вдоль реки тоже встречаются стоянки, но они менее удобны. Таким образом, мой третий походный день подошёл к концу.

У меня была мысль зайти в Куну, чтобы порыбачить, но к тому времени я уже устал. К тому же, на пути оказался порог, который я не захотел преодолевать. На этом я завершил свой день, отдыхая в палатке.

Изумрудные воды Гольцовки

Утро на реке Куна выдалось солнечным. Я успел просушить промокшие вещи, немного зарядить аккумуляторы от солнечных лучей. На берегу заметил заржавевший металлический предмет, который меня особенно не заинтересовал.

Ветер, как обычно, был встречный, и в этом отрезке маршрута не было ничего особенно примечательного. На небольших остановках я разминался и отдыхал. Одна из таких остановок произошла возле берега, где я немного полежал в лодке, отдыхая.

Внезапно прямо перед байдаркой из-под берега выскочила утка. Это была не привычная большая коричневая утка, а небольшая серая, другой породы. Следом за ней выскочила длинная зверушка — позже, по картинкам, я определил, что это была норка. Норка мгновенно схватила утку за шею и замерла, внимательно смотря на меня, как бы ожидая реакции. Всё происходило буквально в метре от носа байдарки. Я не стал вмешиваться в этот естественный, хотя и жестокий процесс, и норка скрылась с уткой под берегом.

Дальше я продолжил путь вдоль берега. У меня была идея заночевать на небольшом островке, и я высадился на одном из таких островов. Маленькие острова мне всегда нравились, но этот оказался совершенно непригодным: его поверхность была покрыта кривыми деревьями, которые я называю «железное дерево». Их ветки нельзя сломать — они гнутся, как угодно, и установить палатку на таком месте просто невозможно.

Мне пришлось искать другой вариант. Я направился за мыс, где планировал остановиться, но там оказалось мелко. Вероятно, уровень воды в озере Имандра был ниже обычного.

Проплывая мимо станции Имандра, я заметил остатки сооружений, которые называли разворотным треугольником. Когда-то здесь проходила однопутная железная дорога, по которой ходили паровозы. Паровозы не могли двигаться задом вперёд, как современные локомотивы, поэтому их разворачивали: поезд заезжал на одну сторону треугольника, затем двигался задним ходом, и таким образом менял направление. Рядом, вероятно, была пристань, через которую доставляли грузы во времена, когда строили город Мончегорск.

На этом отрезке пути меня особенно привлекла длинная галечная коса. Её длина значительна, и берег покрыт крупным песком, который плавно переходит в гальку. Вода в некоторых местах казалась изумрудной, но, скорее всего, это был цвет дна.

Напротив устья реки Гольцовки

Напротив устья реки Гольцовки

Я высадился на одной из отмелей и решил немного порыбачить. Река здесь мелкая, буквально по колено, и быстрая, так что мне сложно было представить, где может быть рыба и как её ловить. Возможно, следовало подняться выше по течению, где глубже, но сил на это уже не осталось.

Я вернулся на галечную отмель. Здесь была оборудована стоянка с удобным столом, который мог вместить до 10-12 человек. Дрова я нашёл неподалёку, а вода здесь отличного качества. Ветер к вечеру стих, и я любовался видом Хибин, освещённых закатным солнцем. Хотя закат в это время года условный — белые ночи.

На следующий день я проснулся поздно, сделал несколько видеороликов на этом месте. Но затем погода испортилась: поднялся ветер, пошёл дождь, и мне пришлось прятаться в палатке. В результате я никуда не ушёл и остался здесь ещё на одну ночь.

В это время я переправился через реку за дровами, которых там оказалось достаточно. Вторую ночь я провёл в том же месте, наслаждаясь красотой и удобством этой стоянки. Это место идеально подходит для водников, хотя добраться сюда пешком сложно — идти около полутора километров по гальке.

Река Гольцовка, хотя и красивая, оказалась безрыбной для меня. После двух дней отдыха я продолжил свой путь.

Гребной/грибной день

Место мне очень понравилось, хотя с утра шёл дождик. Позже он затих, и я отправился дальше. Ветер был довольно сильный и встречный, поэтому удалось пройти совсем немного. На этом отрезке пути ничего особенного не встретил. Останавливался кое-где, выходил на берег, отдыхал, но ничего примечательного не запомнилось.

К вечеру я добрался до одного места, которое показалось мне интересным. По моим предположениям, здесь раньше могло быть жильё. Об этом говорили заросли иван-чая, похожих на остатки огорода, и колодец, который я обнаружил неподалёку. Осматривая этот пустырь, я нашёл выложенные из камней стенки.

Первый грибы в походе

Первый грибы в походе

Здесь же я собрал первые грибы, из которых вечером приготовил жаркое. День оказался одновременно и гребным, и грибным.

Дождь снова дал о себе знать, пришлось натягивать тент. Правда, место для этого было не самое удобное. В целом, день не принес ничего особенного, но он запомнился своими небольшими находками и грибным ужином.

На следующий день погода оставалась ветреной, хотя ближе к вечеру ветер постепенно стал стихать.

Ошибочка вышла

В планах было дойти до мыса Песчаный Наволок, где впадает ручей Медвежий, поэтому я продолжил двигаться вдоль берега. По пути не встретилось ничего особенно примечательного. Я прошёл через нефелиновые пески и заметил несколько следов жизни: несколько моторок стояли у берега, да и люди там, кажется, живут. Возможно, только летом.

Обед на галечной косе

Обед на галечной косе

Дойдя до одного из мысов, я решил сделать привал. Здесь я пообедал и поставил палатку на случай дождя, хотя времени было ещё достаточно. Решил немного отдохнуть. Примерно к восьми вечера погода начала улучшаться: из-за облаков выглянуло солнце.

Тогда я достал карту, посмотрел на маршрут и понял, что мыс, где я остановился, — это вовсе не Песчаный Наволок. Оказалось, что до него я ещё не дошёл, а встал на другом мысу.

Я быстро свернул лагерь и за полчаса дошёл до мыса Песчаный Наволок. Сам мыс выглядел так же: местами грязноватый, с редкими следами посещения. Возле зелёной зоны удалось найти место, подходящее для стоянки. Здесь я поставил палатку и нашёл место для костра.

На этом день и закончился. Ничего примечательного больше не произошло.

Спасение лося

Утром я готовил завтрак у костра. Вдруг услышал повторяющийся звук, похожий на тявканье. Сначала подумал, что это какая-то редкая птица, ведь звук двигался довольно быстро. Но затем прислушался и понял, что он исходит от земли.

Пока я размышлял, что это может быть, из-за моей палатки выскочил лось. Не взрослый, а подросток, скорее всего, прошлогодний. А за ним бежал волк, тоже небольшой, видимо, молодой. Лось зашел в воду по брюхо, а волк, который позже оказался собакой, пытался доплыть до него.

Я сидел у костра и наблюдал эту сцену. Пока я сообразил, что происходит, достал камеру и включил её, они уже были в воде. Сам момент их пробега за палаткой я заснять не успел.

Вскоре из-за деревьев выбежал второй волк, более крупный. Он тоже бросился в воду, и оба хищника пытались добраться до лося. Всё это выглядело так нереально, как будто сейчас появится Николай Николаевич Дроздов и начнёт комментировать охоту волков на лосей в дикой природе.

В какой-то момент мне стало жалко лося. Это решение пришло спонтанно. Я зашел в палатку, достал петарды и бросил одну в сторону воды. Она упала недалеко от берега. Волки-собаки тут же забыли про лося, поплыли к берегу и, выбравшись, направились в мою сторону, низко опустив головы.

Мне это не понравилось. Двое на одного — не самый приятный расклад. Я бросил вторую петарду, и более крупная собака сразу убежала обратно тем же путём. А маленькая собака, оказавшаяся в ошейнике (тогда я и понял, что это были не волки), пробежала мимо моей палатки и исчезла.

Чужая собака в моей палатке

Чужая собака в моей палатке

Подойдя к палатке, я обнаружил, что на моём любимом спальнике лежит чужая мокрая собака. Пытался выгнать её палкой, но она, видимо, то ли наглая, то ли перепуганная, не реагировала. Тогда я стал стучать по палатке, трясти её — бесполезно. В итоге я просто приподнял палатку и вывалил всё содержимое вместе с собакой наружу.

Когда всё успокоилось, я начал анализировать ситуацию и понял, что никакой охоты не было. Собаки, вероятно, были охотничьими и просто играли. Лось, стоя в воде, явно чувствовал себя в безопасности, а собаки, плавая вокруг, не могли до него добраться.

Лось спокойно скрылся из виду, когда я бросил первую петарду. Собаки же, судя по всему, решили, что нашкодили, и понуро направились к берегу, будто ждали нагоняя от хозяина. Почему они приняли меня за своего, я так и не понял.

После всех событий я подумал, что, возможно, не стоило вмешиваться. Лось и так мог бы отплыть, а я мог просто понаблюдать за происходящим.

Дальше я собрался и пошёл на юг. Ничего особенного в этот день не происходило. Ветер был попутный, дул немного наискось от берега, так что я смог пройти довольно много.

В этот день я остановился на маленьком Медвежьем острове. Там был небольшой песчаный берег и немного дров, которые я собрал для костра. Я люблю такие небольшие острова, где точно знаешь, что ты один и можешь почувствовать себя настоящим Робинзоном.

Погода была солнечная, и, несмотря на насыщенный день, всё закончилось на позитивной ноте.

Потерявшийся лосёнок

Однако утром, когда я выбрался из палатки и готовил завтрак, произошла необычная встреча. Я поставил котелок на огонь, занялся укладкой вещей в палатке, и вдруг услышал странный звук — что-то похожее на ноющий, тонкий голосок. Выглянув из палатки, я увидел в воде маленького лосёнка.

Палатка стояла всего в двух метрах от воды. Лосёнок был совсем крохотным, ему, наверное, не больше месяца. Завидев меня, он пошёл ко мне с жалобным звуком, явно проголодавшись.

Потерявшийся лосёнок

Потерявшийся лосёнок

Камера у меня уже стояла на штативе, и я включил её, чтобы запечатлеть этот момент. Однако, когда я начал двигаться, лосёнок испугался. Я попытался его прогнать, громко закричал, чтобы он ушёл подальше. Сделал это не просто так — меня самого охватил страх. Если где-то поблизости окажется его мать, лосиха, ситуация может стать опасной.

Лоси считаются одними из самых опасных животных в наших широтах. Они нападают на людей чаще, чем медведи. Поэтому я сразу же отвязал лодку, чтобы в случае появления лосихи была возможность быстро уплыть. На суше убежать от лося невозможно: он слишком быстр. Спастись можно, только залезая на высокое дерево или уходя на воду.

Я также подготовил петарды, чтобы отпугнуть лосиху, если она появится. Но, к счастью, прошло минут десять, и никакой лосихи не было видно. Лосёнок тоже ушёл. Вероятно, он был потерян, голоден и искал мать.

Судя по всему, его мама могла убежать от собак или попасть в другую сложную ситуацию, из-за чего он остался один. Но я надеюсь, что он всё же нашёл её, потому что в таком возрасте лосёнок без молока долго не выживет.

Я продолжил свой маршрут, осматривая остров и воду вокруг. Лосёнок исчез, и я предположил, что он, возможно, спрятался на другом конце острова или уплыл на материк. Но где бы он ни был, на моём пути он больше не появлялся.

День выдался солнечным и приятным. После этого события я направился к следующей стоянке. Берег оказался скалистым, но очень красивым. Дров было в избытке, а мягкий мох стал отличным местом для палатки. Настроение улучшилось, мышцы наконец перестали болеть, и я провёл ночь в тишине, наслаждаясь природой.

Почти карельский полуостров

Десятый день похода выдался тихим, солнечным и жарким. Некоторое время я провёл на стоянке, и, в принципе, можно было остаться там, но, стоя около реки Гольцовки, я принял решение немного сократить маршрут.

Изначально планировал пересечь Экостровскую Имандру, зайти в Охтокандскую губу, а затем, пройдя волоком через болото, выйти на озеро Сайго. После этого предполагалось идти по реке Большая, достичь озера Колвицкое и, наконец, через Колвицу добраться до Кандалакши. Этот маршрут включал часть пути вдоль берега, который я проходил пешком ещё в 2007 году.

Экостровская Имандра

Экостровская Имандра

Однако идти таким длинным и извилистым путём мне уже не хотелось. Решение сократить маршрут я принял ещё в районе реки Гольцовки, так как к четвергу мне нужно было быть в Апатитах, чтобы успеть на электричку. Электрички из Апатитов в Кандалакшу ходят всего четыре раза в неделю — в четверг, пятницу, субботу и воскресенье.

В среду мне предстояло преодолеть небольшое расстояние. Я двигался вдоль берега под почти попутным ветром. Берег местами был застроен дачами — небольшими домиками, в основном пустующими, несмотря на жаркую середину лета.

На полуострове я сделал остановку для обеда. Оказалось, там расположен садовый кооператив. Далее я прошёл мимо нескольких губ, чтобы разведать дорогу, ведущую к станции Апатиты.

Интересное место я встретил на одном из берегов, где было много людей. Народ купался, загорал, наслаждаясь первыми жаркими днями. Особенно примечательны двухэтажные гаражи, стоящие прямо у воды. У них гаражные ворота выходят почти в воду, но лодок или байдарок я там не заметил. На верхних этажах были жилые зоны, где отдыхали люди, а кое-где жарили шашлыки.

Далее я добрался до небольшой губы с мутной водой, в которую, судя по всему, поступали стоки. Здесь было множество уток, десятками копавшихся в воде. Местные жители их подкармливали. Остановившись в этом месте, я обнаружил хорошую дорогу, ведущую прямо к станции Апатиты. Убедившись в её качестве, я решил воспользоваться этим маршрутом.

У меня было достаточно времени, поэтому я пошёл разведать ещё один путь. Однако он оказался неудобным: на участке был мост, под которым из-за камней проплыть было невозможно. Берега там грязные и неудобные для переноса вещей. К тому же, дорога была посыпана гравием, и тащить тележку с лодкой по такому покрытию оказалось бы утомительно.

После разведки я вернулся к заливу и нашёл удобное место для ночёвки на небольшой полянке на мысе. Остаток дня я посвятил рыбалке у островов, надеясь на улов щуки или окуня. Однако рыбалка не принесла успеха — крупной рыбы я так и не нашёл.

Читал, что на Имандре иногда происходит массовая гибель рыбы, вызванная колебаниями уровня воды из-за работы электростанций или выбросами с горно-обогатительных предприятий. На мелководье встречались стайки мальков, которые, похоже, грелись у берега.

Так закончился мой десятый походный день. Это был последний полный день маршрута, а впереди меня ждал заключительный этап.

Имандра, прощай!

Этот поход завершился немного не так, как планировалось. Я неспешно собрал вещи, упаковал их как мог, и около полудня отправился в небольшой залив, где нашёл место, удобное для сборки байдарки. Здесь всё разобрал, вещи успели подсохнуть благодаря жаркому и солнечному дню. После этого я неспешно направился пешком по дороге к станции. Примерно за 20 минут дошёл до неё, а затем пару часов отдыхал в тени у станции.

На электричку, которая ходит в четверг, пятницу, субботу и воскресенье в 15:35, я сел и отправился в Кандалакшу. На этом мой поход по озеру Имандра на байдарке завершился.

Плюсы и минусы маршрута

Плюсы

  1. Удобная заброска и выброска.
    Заброситься на маршрут можно от станции Оленегорск, где останавливаются все поезда, следующие на Мурманск. Для катамаранов могут возникнуть трудности с прохождением реки Куреньга, но обычно их довозят до автомобильного моста, а дальше собирают.

Можно также начать маршрут от станции Имандра. Она находится немного южнее, и здесь тоже останавливаются все поезда. Завершить маршрут удобно в Апатитах или на станции Полярные Зори. Правда, в последнем случае придётся немного подольше нести вещи до станции.

  1. Интересный формат маршрута.
    Для любителей комбинированных походов это место особенно привлекательно. Здесь можно перемещаться на байдарках или катамаранах, а затем делать восхождения налегке. До границы леса можно дойти всего за час-полтора, после чего открываются удивительные виды Хибинской тундры. Возвращаться к лагерю удобно, где дежурный уже приготовил ужин.

Минусы

  1. Мало удобных мест для стоянок.
    Ровных участков под палатку крайне мало. Большинство берегов — это кочкарник с кривым лесом.
    Подходящие места для стоянок есть:

    • у губы Печь-губа,
    • у Куны,
    • на песчаной косе около Гольцовки,
    • на Медвежьих островах,
    • на Эко-острове.
      В других местах трудно найти ровный участок для установки палатки.
  2. Мало дров.
    Вдоль берега часто растут низкорослые деревья, которые плохо подходят для костра. Иногда на берег выбрасывает плавник — это подмытые водой деревца или кусты, которые штормом выносит к берегу. Дрова лучше собирать заранее, двигаясь вдоль берега, чтобы к стоянке уже подходить с запасом.
  3. Ограниченные виды.
    На маршруте нет красивых островов, которые можно было бы исследовать. Основное удовольствие — это виды на Хибины и Мончетундру издалека. Исключение — Эко-остров, который я нашёл особенно красивым и удобным.

После этого похода я решил, что на Кольский полуостров возвращаться больше не хочу. Возможно, со временем это изменится, но пока хватит.

Видео с этим отчётом

В видео по картам Яндекса можно определить, где проходил маршрут.

Больше видео о водных походах на байдарке по Карелии смотрите на Дзен-канале «Приключения на байдарке»

Спасибо за внимание! Напишите своё мнение в комментариях и посмотрите другие мои статьи.

 

Вам может также понравиться...