Первый поход в Карелию — сплав по реке Поньгома 1995

Остров Шангосторов

Особая благодарность Валере Дзебику за информацию о маршруте.

Третья категория сложности, полный автоном. Протяжённость водной части маршрута около 1 20 км.

Основное средство передвижения — модернизированная надувная лодка Язь — 2м, полная проходимость и высокая камне- коряго — и пробоиноустойчивость.

Кто — то сказал, что турист путешествует трижды: сначала в воображении, потом в действительности, затем в воспоминаниях.

Мы начали путешествовать в воображении где — то в апреле. Вспоминая Мсту — 94 и жалея, что мало получилось фотографий и что пришлось пройти маршрут в спринтерском темпе — мы мечтали путешествовать не спеша, с наслаждением и долго.

Сначала предполагалось пройти по Валдайке, Березайке и Мсте от Валдая до Боровичей. Посмотреть древний Валдай, одолеть мелкие узкие речки, наесться вдоволь черники — земляники и т.д.

В июне, когда благодаря комарам (мы продавали средства от комаров) наше «благосостояние» несколько улучшилось и примерно определились сроки «отпуска», перечитывая в очередной раз «Сто избранных маршрутов для путешествия на байдарке», я подумал: «А не махнуть ли нам в Карелию? Это не так уж далеко и для нас совершенно ново».

Олег с моим предложение сразу же согласился. Купив карту Карелии М 1:10, я долго с наслаждением елозил носом по многочисленным речкам с еще более многочисленными порогами. Сначала выбрал маршрут по Энгозеру и Воньге, но он показался слишком коротким и простым. Хотелось растянуть поход на две недели.

Потом приглянулась Шуя под Петрозаводском, но там в верховьях оказалась погранзона.

Валера Дзебик дал нам отчет о походе по Поньгоме. Там надо было добираться километров 30 от Кеми. Сложность заброски к началу маршрута даже вдохновляла. Скопировав кроки и выучив маршрут, мы решили:

«Даешь Поньгому, да здравствует Карелия»

К походу начали готовиться заранее. Начпрод Олег упаковал крупы, чай и прочее в полиэтиленовые пакетики по одной порции. В последствии оказалось, что это очень удобно — высыпал в котелок, помешал — готово. Всего продукты заняли транспортник — бочонок килограммов на 10 и столько же потянули консервы.

Телега с лодкой, продуктами и палаткой весила около 40 кг. Спальники, одежда — отдельно в Олеговом «Банане», еще маленький рюкзак с дорожной провизией и «карандаш» с веслами.

Вечером 23.07 приехали в Тверь. На вокзале встретили группу молодежи, которая собралась в Энгозеро. Ехали с ними в одном вагоне. Там оказалась еще одна бригада с катамаранами и байдарками. Те ехали до ст. Сумеричи, уже не в первый раз. До темна продолжалась сортировка рюкзаков и байдарок — где чьи.

Река Шомба

24.07.95. Проснулись около Лодейного поля. Пейзажи — как в Мещере: Сосны на белом песке. После Медвежьегорска пошли Карельские пейзажи: среди сосен на песке россыпи огромных валунов, холмы и глубокие ущелья с озерами. После Беломорска местность стала похожей на тундру — равнина с редкими мелкими соснами.

В Кемь приехали около 22.00. Светло как днем. Выяснилось, что автобус на Калевалу, на котором можно доехать до Шомбы, будет только завтра в 17.00. Пришлось ночевать на вокзале.  Поговорили с ребятами из Ярославля, пришедшими с Охты. В 2 часа ночи слегка стемнело.

25.07.95. На вокзале было очень холодно. Бывалые туристы расположились в спальниках, а мы всё как-то стеснялись. К утру совсем замерзли в каменных стенах и хотелось побыстрее куда — нибудь уехать. Около 7 утра сели в тёплый автобус до Кривого порога и минут через 40 были там. Кривого порога, как и многих других, больше нет. Года 4 назад пустили ГЭС. Затопило много леса, часть деревень. Старинную деревню Шомба эвакуируют в п. Кривой порог в панельные дома.

Тут подвернулась попутка — связисты подбросили до моста нарез Шомбу. Один словоохотливый связист рассказал, что собираются строить еще одну ГЭС и затопить 900-летнее село Панозеро и доисторическую пещеру, где якобы проживали еще викинги. Много финнов торопятся посмотреть эту пещеру.

Только что выгрузились у моста через Шомбу

Пока Олег поварил, я сбегал в д. Шомбу за хлебом. Меньше часа туда, почти час ожидания, когда придёт продавщица местного магазинчика. В деревне с десяток домов, расставленных без всякого порядка. Заборов и огородов нет. Ближе к Кеми стоят баньки. У магазина очередь из нескольких бабулек — видимо, им больше делать нечего, как в очереди стоять. Ценников в магазине нет и мне до сих пор кажется, что с меня за хлеб, 5 кг сухарей и конфетки взяли слишком много…

Пообедав и посоветовавшись, мы решили не тащиться по воде против течения, как это делали байдарочники — авторы отчёта, а пойти лесовозной дорогой до оз. Лулло.

Вышли в 13.00, каждые полчаса останавливались и загружали «закрома» черникой и голубикой. Останавливались и без расписания — чтобы с ближайшей кочки собрать горсть морошки или сказать: «Смотри, какой здоровый» и, пнув гриб ногой, добавить: «И не червивый. К середине пути пинать грибы устали — стали просто показывать пальцем.

Грибов вдоль дороги много, но очень большие...

Грибов вдоль дороги много, но очень большие…

По закону подлости прямо перед нами, буквально за час-два, по дороге прошёл грейдер и взрыхлил утоптанный песок с гравием. Нам пришлось пробираться по самому краю, где дорога не такая рыхлая.

Наконец, нашли поворот и к 16.00 вышли к озеру. Погода подходящая, все небо в белой пелене и свежий ветерок. Без часов невозможно определить, утро сейчас или вечер.

На берегу озера Лулло стоял вагончик и словоохотливая бабушка неопределённого возраста стала приглашать нас переночевать. Сказала, что вчера тут были 12 туристов и они ночевали у неё. Однако мы предпочли свежий воздух и, отойдя с полкилометра, поставили палатку около берёзы и перевёрнутой лодки.

Стоянка Штормовая на оз. Лулло у рыбацкого хутора. Готовим лодку к подвигам.

Стоянка Штормовая на оз. Лулло у рыбацкого хутора. Готовим лодку к подвигам

Вот сейчас 21.18, пошел дождь. Я пишу в брезентовой палатке (мой пошив) и все отлично видно. Кстати, от местных комаров (серых) Стронг не спасает.

Только стих дождь, как поднялся такой ветер, что Олег проснулся. Потому что палатка согнулась в дугу и все норовила улететь, Пришлось мне выходить и дополнительно привязывать её к большой лодке, березе и валунам. Зато спали спокойно. А эту стоянку назвали «Штормовой».

Озеро Вотани

26.07.95. Утро оказалось солнечным и ветреным. Ветер, как это водится на озерах, встречный и волны около 0,5 м. Распределили и основательно упаковали имущество и в 11.15 отплыли.

Пару раз приставали к правому берегу. Во второй раз нарвались но морошковое болото. Даже Олег сказал: «Я больше не могу». Отобедали в 14.30 на мысу и стали искать притоку в оз. Вотани. Нашли по интуиции и не там, где я предполагал. Быстрая такая речка 3 — 5 м шириной, дно песчаное, может даже раки водятся.

Вот только против течения выгребать тяжко. Пришлось около трети пути от первой мельничной плотины до второй лодку бурлачить. Я отходил по берегу метров на 20 и тащил веревку. Олег в лодке отгребался от берегов. Заодно я налил себе в сапог.

Перебравшись в озеро Лулла, обнаружили недавно съеденную щуку

Комаров — тьма, от сапог до кепки. По берегам навалом черники и морошки — а не поешь. Здесь мы окончательно убедились, что количество комаров прямо пропорционально количеству черники (или наоборот).

Стоянку нашли на мысу, около больших камней, одно из них камин, другое — кресло. Так как это были первые камни на нашем пути, то стоянку навали «Каменной».

Олег повесил своего «веселого Роджера». На противоположном берегу, метрах в 500, показались байдарочники.

Сейчас 23.30. Солнце наконец — то коснулось горизонта. Слышен непрерывный равномерный писк комаров, кряканье уток, плеск рыбы, треск костра, плеск весел на другом берегу.

Здесь мы ощутили первозданную тишину.

Озеро Поньгома

27.07.95. Снялись около 10.30. При остановке на втором мысу нас догнали 4 байды из Воронежа. Оказалось, это их мы видели вчера на противоположном берегу. Они идут тем же маршрутом.

Ветер был попутным, протока в оз. Цеппи простая. Это озеро оказалось небольшим и без особенностей.

При подходе к волоку встретили тех же байдарочников — они его долго не могли найти. Вскоре подошли еще две байды. Воронежцы переправились в оз. Каменное и стали прямо у конца тропы. Мы пообедали, Олег сделал опознавательный знак волока.

Когда мы перебрались в оз. Кивиярви, погода стала портиться и мы поспешили встать примерно в километре от тропы на правом берегу. Собрали и зажарили грибы с тушенкой, объелись морошкой.

За день ничего примечательного, ни одного кадра не снято.

28.07.95. С утра не спеша собрались, проводили взглядами Воронежцев и поплелись к волоку в оз. Поньгома. Миновали его в два приема. На оз. Поньгома нас уже ждали Воронежцы. Отплыли почти одновременно с ними. За поворотом мы открыли несколько островов: Банный, Обеденный, Остров стиральной машины и другие. У них северные мысы каменные или из каменных плит.

Дорога к оз. Поньгома. Сюда можно заброситься от ст. Кемь или от п. Шомба.

Пляж у волока на оз.Поньгома. Сюда мы пришли вместе с Воронежцами.

Потом очень долго гребли по этому длинному озеру с многочисленными остановками на морошку и чернику. Примерно к 17.00 добрались до разрушенной плотины — истоку р. Поньгома.

Там, за старой плотиной, исток р. Поньгома самая первая шивера.

Прошли несколько простых перекатов с тоскливыми плесами между ними. Много камней в русле. Где — то после 6 препятствий обнаружили лагерь Воронежцев в неудобном месте. Мы пошли дальше и в начале Номоозера нашли неплохую стоянку, но без дров. Назвали ее «Ленивой». Вот тут и стоим — с.

Закат на оз. Номоозеро. Олег на первой рыбалке. Стоянка

Закат на оз. Номоозеро. Олег на первой рыбалке. Стоянка «Ленивая».

Озеро Вокшозеро

29.07.95 Встали поздно, в 9.30. Опять проводили Воронежцев. Долго — долго гребли по Номоозеру, прошли 2 простых шиверы, потом долго шли по оз. Кокорино. Но и река после него не обрадовала — несколько простых шивер, да и то в конце.

После препятствия №25 (мы начали считать более — менее заметные после оз. Поньгома) нас нагнали 5 человек на 3-х байдах из Костромы.

Оказалось, они шли по р. Кирка — Кемь, потом вверх по Шомбе и всё в темпе. Спортивные ребята. Больше мы их не видели.

На мысу у входа в оз. Вокшозеро обнаружились Воронежцы — 2 байды. Стоянка обжитая, топится баня — нас приглашали. На острове в километре просматриваются остальные.

Остров

Остров «Робинзоний» на оз. Вокшозеро (слева). Здесь нам понравилось.

Мы предпочли пройти еще более километра против волн и ветра и нашли небольшой островок «Робинзоний», примерно 30 х 60 метров, высокий, со скалистыми берегами, состоящий из двух частей с переходом между ними. На маленькой части я так и не побывал. На ужин ели Анкл — бенс. Мошкары много.

Порог Столпорог

30.07.95. С утра шел дождь, мелкий и нудный. Небо мрачное, озеро мрачное. Спали до 10.30. Выходить не хотелось — холодно. Но что делать на небольшом острове в такую погоду? Неспеша собрались и где — то в 12.00 отчалили.

Долго махали по Вокшозеру, осматривали брошенную избу — хутор с остатками довоенных вещей и Финских газет. Потом пересекли почти круглое оз. Ламбина. Наконец, начались шиверы.

Олег покоряет этот

Олег покоряет этот «Порог». Рядом баня.

С радости снял, как Олег проходит маленький порожек около таежной бани, полог которой склеен из оберток от Picnic. Место живописное и там стоило бы остановиться.

Таежная баня у препятствия №31. Полог сделан из оберток шоколада Picnic.

После моста шоссе Петрозаводск — Мурманск подошли к порогу Падун 1. Порог хорош — два слива по 0,5 м прошли легко, хотя и не совсем там, где хотели.

Порог Падун 1. Вид снизу.

Столпорог гремел еще больше. По основной струе не пошли — там поворот почти на 90 градусов и лодку может просто вынести на край и сбросить на камни примерно с метра. Я прошел по прямому мелкому сливу, Олег снимал. Потом была длинная шивера, где мы расслабились и немного сели бортом. В лодку и Олегу в сапог немного налилось.

Это я прохожу Столпорог.

Затем долгое петляние по плесам до Ругозера. По нештатной протоке вышли в озеро и оказались на острове совершенно без дров — видно, ни у кого не хватало терпения пройти немного дальше.

У нас терпение было. Мы прошли немного и стали в неудобном комарином месте, зато с дровами.

Озеро Ругозеро

31.07.90. Хотя место было неудобное и даже неровное — спали хорошо. Утром Олег делал учет своих запасов и кормил меня дважды-солеными грибами.  Запасов ещё на неделю.

Просто красивый островок посреди шиверы.

Отчалили в 11.20. Быстро вышли в Малое Ругозеро, на мысу набрали литр морошки и ещё больше съели. Морошка уже переспелая, очень мягкая и напоминает шампанское, из которого вышли все пузырьки.

Было много шивер, но ничего серьезного. Встретили большую группу школьников на двух здоровых катамаранах. Потом нас догнал 4-х местный катамаран из Владимира. Стоянка перед Роман — порогом оказалась занята Тамбовцами — каяк и 2-х местный катамаран. После порога на высоком берегу стояли Питерцы. Мы встали на пятачке в самом начале порога.

Стоянка у начала Романпорога.

Собираемся оставшееся удовольствие (около 31 км) растянуть на три дня. Стронг кончился вчера, Аутана эти вампиры что — то не замечают.

Порог Романпорог

1.08.95. Вот и август наступил. Утром шел дождь, потом выскочило солнышко и стало жарко и душно. А я спал. Олег пытался кого — ни будь поймать на удочку, но дураков не нашлось.

Встал в 10.00. Мы не спеша позавтракали и стали ждать, кто же пойдет в порог первым.

До 12-ти ждали, осмотрели порог с обоих сторон и он уже не стал таким страшным, как вчера.

Роман-порог снизу.

Это я в начале Романпорога.

Потом перенесли вещи за порог и я прошел его налегке. Олег снимал. Хорош был порог.

Прохождение Роман-порога.

Тут появились ребята из Тамбова. Они были в полном снаряжении — в касках, спасжилетах и т.д. Долго — долго изучали порог, прицеливались фотоаппаратами и кинокамерой.

Вот так проходят Романпорог профессионалы.

Наконец, пошел каяк. Я его снял. Потом пошел Олег. Я и его снял, а он пошел второй раз, я второй раз снял.

Олег проходит среднюю часть Романпорога.

Олег проходит косой слив Ромапорога.

Порог Корнейпорог

Больше ждать надоело и мы пошли к Корней — порогу. По описанию он непроходимый.

Коней-порог снизу.

Там нас догнали Тамбовцы. Они стали изучать порог, а мы стали варить обед. Просмотрев все с правого берега, они перебрались на левый, а у нас картошка сварилась.

Тут подлетели Владимировцы и с ходу, даже не притормозив, прошли Корней по главной струе. Я их снял.

Корней-порог проходят ребята из Владимира.

Затем пошел каяк. Неплохой кадр получился.

Вот пошел каяк Тамбовцев.

Картошка были горячей и я решил, пока она стынет, пройти этот непроходимый Корней — порог. Хорошо прицелился и попал на главный вал. Это был самый крутой порог.

Главное - попасть в слив. Наверху есть ориентир - камень с бурунчиком.

Главное — попасть в слив. Наверху есть ориентир — камень с бурунчиком.

После картошки пошел Олег, потом еще раз. Часов в 17 я уже собрался идти дальше, но тут Олег решил прокатиться третий раз. Да попал на кромку водопада. От удара ручки тележки о кромку в дне лодки образовалась пробоина.

Олег проходит Корней-порог.

Я сразу начал шить и клеить, но вдруг дунул ветер и пошел дождь. Пришлось срочно прятаться под пленку. Да ещё фотоаппараты замочило — их забыли на берегу.

Наконец, после 18.00 отчалили, шли недолго, вскоре после впадения Егута встали на лужайке, где много комаров. Черники вокруг — глаза бы не видели. От неё болит язык и нёбо.

Порог Мостовой

2.08.95. Ну вот, мое повествование близится к концу, как и весь наш поход и наш отдых. Сегодня прошли почти все пороги, из них самым интересным оказался Мостовой. Встали на островке за ж/д мостом. Мимо прошли Тамбовцы, затем два катамарана с кучей детишек. Занимаемся бездельем и бытовыми вопросами.

Мы могли бы сегодня дойти до моря, но надо было сходить на ст. Кузема за билетам.

На пороге Мостовом много красивых гранитных плит и водопадиков.

Тамбовцы покоряют Мостовой.

Низовья порога Мостовой.

Это один из рукавов Поньгомы около порога Мостовой.

На этом каменистом острове близ поселка Поньгома мы варили компоты из черники.

Остров Шангостров

3.08.95. С утра Олег ходил за билетами, а я торчал на острове. После обеда потихоньку пошли. По дороге набрали банку черники за 14 минут.

На живописном пороге недалеко от с. Поньгома наварили компоту из черники по двум разный технологиям.

Олег насыпал ягод в холодную воду и довёл до кипения. Я вскипятил воду и насыпал туда черники. Моя разварилась меньше.

Падун 2. Хороший вал, но поперек сеть натянута, на заднем плане - поселок Поньгома.

Падун 2. Хороший вал, но поперек сеть натянута, на заднем плане — поселок Поньгома.

Падун 2 прошли легко. Струя там хорошая, только поперек сеть натянута. Долго пробивались среди камней в море, потому что был отлив.

Белое море, остров Шангостров, отлив. На заднем плане с. Поньгома и устье р. Поньгома.

Интересные этот село Поньгома — дома стоят на скале, нигде ровного места нет. За поселком великолепный скалистый остров, черные камни и сосны на них, много сладкой черники. Есть много мест для стоянок и даже постоянная оборудованная стоянка на перешейке.

Кроме водорослей и медуз Белое море оставило на острове и шаланду с якорями.

Долго лазили по острову, фотографировались на память. За это время пришлось несколько раз лодку подтягивать я берегу, потому что начался прилив. Олег бродил по Белому морю и нашел несколько красных медуз и прочую живность. Наверху, среди камней, попадались крошечные болотца в несколько метров в поперечнике, густо усыпанные спелой морошкой и голубикой.

На большой части острова и скалы больше.

Прощальный взгляд на остров Шангостров...

Прощальный взгляд на остров Шангостров…

Когда пролив между островом и сушей заполнился водой, мы пошли вдоль острова в Куземскую губу. Да вот до Куземы не дошли — поднялся сильный встречный ветер и пришлось высаживаться на «лодочной станции» — торопились на поезд.

Пока Олег варил ужин, я собрал лодку и упаковал наспех вещи. Тут подошли Воронежцы. Повстречавшись — попрощавшись, мы пошли — побежали по лесной дороге, надеясь, что она приведет нас куда надо. На поезд мы опоздали, но взяли билет на следующий.

В п. Кузема пришлось ждать следующий поезд до 5.53 и чтобы не торчать на холодной неуютной станции, мы отошли метров 300 в лесок, развели костерок и под редким дождичком скоротали времечко до раннего утречка.

P.S. Со времени похода многое изменилось. Сейчас рыбалка в Поньгоме якобы запрещена, за проход байдарок через заграждения из сетей требуют деньги, стоимость проезда на поезде возросла с 65 до более чем 2000 рублей, до любого озера возят «грузовые такси», которые поджидают туристов на ст. Кемь. Но всё равно маршрут остаётся одним из самых интересных, так как совмещает плавание по озёрам, реке с интересными порогами и выход в Белое море…

Более полный комплект фоток смотрите на Яндекс.Фотках

Снято фотоаппаратом Ломо-компакт на плёнку Коника 100, отсканировано доисторическим сканером со старых отпечатков 10х15 см.