100 дней с Варваром в Карелии — результат эксплуатации байдарки

В этом походе исполнилось аккурат 100 дней, как я хожу в длительные одиночные походы по Карелии на надувной байдарке Варвар 380. 100 дней — достаточный срок, чтобы выявить все его достоинства и недостатки.

Главный недостаток, который сразу бросается в глаза — это поржавевшие от морской воды полукольца. Когда-то они были хромированные.

Поржавевшие от морской воды полукольца

Поржавевшие от морской воды полукольца

Как сказали мне в компании, хромированные кольца больше не используются. Теперь полукольца имеют специальное морское покрытие и не ржавеют.

Главное достоинство байдарки Варвар 380 в том, что баллон имеет диаметр всего 25 см. В то время, как у большинства байдарок — 30 см. Что же дают эти 5 сантиметров?

Обычно надувные байдарки имеют ширину 90-95 см и больше. А ширина Варвара — всего 85 см.

В более узкой байдарке не только удобнее грести. Она более обтекаема, легче рассекает воду, имеет большую скорость и лучше держит курс.

На грузоподъёмности баллон 25 см никак не сказывается, так как она обеспечивается, в основном, за счёт надувного дна, а баллоны погружены в воду незначительно.

Варвар 380 запросто везёт 150 кг полезной нагрузки. Может и больше, но тогда на надувной пол может выходить вода.



За 100 дней Варвар побывал со мной во многих «переделках»

Я прошёл на нём мелкие шкуродёрные шиверы на Калге, где он не раз садился на камни и приходилось его с них «сдирать».

Шкуродёры на Калге

Шкуродёры на Калге

Я протискивался на нём через узкие, как лабиринты, каменные пороги Ковды.

Узкие пороги Ковды

Узкие пороги Ковды

Я неоднократно волочил его по траве, по песку, по камням, по корням, протаскивал по узким каменным каналам.

Волок Варвара по траве

Волок Варвара по траве

И вот теперь можно посмотреть, к каким последствиям эти действия привели.

Царапинки на носовой части дна образуются, когда нга скорости вылетаешь на камень или причаливаешь к пологому берегу. Нос первым вылезает на сушу и царапается о неизбежные камни.

На мореходные качества байдарки они никак не влияют, так как повреждается только верхний, защитный,  слой, а слои ПВХ ткани при этом никак не страдают.

Аналогичные царапины есть и на корме, но происхождение их другое. Как правило, корма более нагружена и имеет большую осадку. При движении по мелким местам она чаще царапается о дно и находящиеся на нём камни.



Есть на донном баллоне и поперечные царапины. Они образуются, например, когда вылетаешь на скорости на невидимый под бликующей поверхностью морской камень.

Сняться с такого камня непросто — вылезти из байдарки, чтобы снять байдарку, невозможно — глубоко. Упереться веслом в соседний камень, чтобы так спихнуть её с камня, не получается — соседних камней просто нет.

Приходиться раскачивать байдарку с борта на борт, чтобы она соскользнула с камня. А морские камни часто покрыты колониями морского рачка балянуса, имеющего известковые «домики» с довольно острыми краями.

Вот эти края и оставляют на днище поперечные и другие царапины.

Поперечные-царапины

Поперечные царапины

Бывают и длинные царапины, идущие чуть ли не через всё днище. Их оставляют «шкуродёрные» шиверы, когда на скорости «проезжаешь» днищем байдарке по камням.

Царапины бывают не только на днище, но и на бортах. Их причина — волны. Не всегда есть возможность вытащить байдарку на берег полностью, например, во время обеда.

И тогда волны качают её и она трётся о камни, которые оставляют поперечные полосы.

Иногда на порогах образуются короткие царапины до ткани. Они возникают в результате удара байдарки о камень. Благодаря упругости баллона байдарке отскакивает, но в месте удара защитный слой ПВХ ткани может быть повреждён.

Бывает, что образуются не только царапины, но и вмятины. Однажды на Калге на пороге Коверокоски случился сильный удар камнем в дно байдарки. Удар был настолько сильным, что промял надувное дно толщиной в 12 см и ушиб ногу. В результате с нижней стороны днища осталась вмятинка.



Про усиленное днище Варвара

В последнее время меня всё чаще спрашивают: Виктор, а стоит ли заказывать Варвар с бронированным (усиленным) днищем. Это когда днище выполняется не из обычного ПВХ материала плотностью 750 г/кв.м., а из более толстого  — 1100 г/кв.м.

Я отвечаю, что да — стоит, в двух случаях.

Во-первых, если предстоит сплав по рекам, дно которых усеяно острыми камнями, например, кварцем или слюдой.  Тогда более толстый материал повысит надёжность байдарки. Хотя, на мой взгляд, если острый камень прорежет тонкий материал, то с такой же лёгкостью может пропороть и более толстый.

Во-вторых, усиленное дно стоит заказывать по причине психологической, для самоуспокоения. Зная, что дно «бронированное», вы будете чувствовать себя увереннее и спокойнее.

Разница в цене, в зависимости от площади днища, получается в пределах двух тысяч рублей. Например, для Варвара-Гиганта доплата составит 1380 руб.

Прибавка в весе получится в пределах килограмма. Это вы можете сами посчитать.

«Стандартная» ПВХ ткань имеет плотность 750 г/кв.м., а «усиленная»  — 1100 г/кв.м. То есть, каждый квадратный метр будет тяжелее на 350 гр.

Площадь днища составляет 2-2,5 кв.м. То есть, байдарка типа Варвар 380 потяжелеет на 700-900 гр.

Только сначала спросите себя: Оно вам надо?

Ведь если бронировать дно, то нужно бронировать и баллоны — они тоже могут соприкасаться с камнями. В этом случае байдарка может потяжелеть на 4-5 килограмма.

Видя, что стало в Варваром за 100 дней моих беспощадных сплавав, я с уверенностью могу сказать — мне никакое бронирование не нужно.

Не бронированное днище Варвара

Не бронированное днище Варвара

Резюме: если вам нужна лёгкая, надёжная байдарка для длительных комбинированных походов — заказывайте лучше Варвар 380 с баллоном 25 см. При этом вы сэкономите вес, будет больше скорость и устойчивость на курсе, а вместимости достаточно для походов на 2-3 месяца.

Смотрите видео с моего канала «Приключения на байдарке»

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.